Мотивация профсоюзного членства
Председатель ППО СП ГБОУ СОШ№2
Шафеева Г.Т.
«Мотивация профсоюзного членства. Каким должен быть профсоюзный лидер?»
Тема мотивации профсоюзного членства занимает в современном профсоюзном движении одно из первых мест по своей остроте и актуальности. Наблюдается тенденция к снижению мотивации членства. Для того, чтобы сделать профсоюз привлекательным, должны быть использованы все имеющиеся возможности. Профсоюз должен решать задачи, касающиеся как защиты в полном объеме социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, так и создания материальной и моральной заинтересованности в профсоюзном членстве.
Решение проблемы мотивации сегодня – это вся профсоюзная деятельность, максимальная отдача и польза для членов профсоюза от всех структурных звеньев профсоюза и его выборных органов.
Одним из главных факторов, определяющих выход из профсоюза, является неверие работников в стремление и возможность профсоюзных структур отстоять их интересы. Но зачастую это происходит из-за того, что члены профсоюза оказываются неинформированными о деятельности профкомов и других профсоюзных органов, предпринимаемых ими усилиях по защите прав и интересов работников образования. Далеко не все члены профсоюза знают свои правовые гарантии и уставные права. К тому же не всегда профсоюзные активисты в состоянии дать убедительную аргументацию в пользу профсоюзного членства.
Что же не устраивает в работе профсоюзов? Каким важнейшим условиям должны соответствовать профсоюзы, чтобы люди им доверяли? Так, статистика показала, что для людей старшего возраста приоритетными являются понятия «солидарность», «коллективизм», а для молодёжи – «доверие к лидеру», «возможность общения и новых знакомств», «возможность самореализации».
Зная ведущие потребности человека, намного легче строить с ним адресный диалог и убеждать в преимуществах профсоюзного членства не «в общих чертах», а исходя из интересов конкретного работника. Например:
Группы
потребностей |
Форма проявления потребностей в социально-трудовой сфере | Средства удовлетворения потребностей в рамках профсоюзной работы |
1.Физиологические потребности | Желание добротно питаться, одеваться и т.д.
Стремление иметь нормальные условия труда и возможность полноценного отдыха. |
1. Решение через коллективный договор вопросов: заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, социальной поддержки работников и членов их семей.
2. Предоставление материальной помощи остро нуждающимся членам профсоюза. |
2. Безопасность | Желание иметь стабильное место работы, не испытывать постоянный страх «быть выброшенным за ворота», иметь гарантии пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания. | 1. Решение через коллективный договор вопросов занятости, условий найма и увольнения работников.
2. Юридическое и организационное обеспечение защиты индивидуальных и коллективных трудовых прав членов профсоюза. |
3. Принадлежность и причастность | Стремление ощущать себя частью социальной группы. | 1. Информационная работа в профсоюзах с целью пропаганды профсоюзных ценностей и идеологии.
2. Развитие и поддержание традиций профсоюзной организации (поздравление с вступлением в профсоюз, участие в профсоюзных акциях, организация спортивных и культурных мероприятий, празднование коллективом юбилеев, торжественные проводы работника на пенсию и т.д.). 3. Разработка и распространение профсоюзной символики. |
4. Признание и самоутверждение | Желание занимать достойное положение в коллективе. | 1. Проведение конкурсов и соревнований («Лучший по профессии» и т.д.).
2. Участие профсоюзного комитета в определении круга лиц, поощряемых от имени предприятия. 3. Торжественное награждение лучших профсоюзных активистов. 4. Использование доски объявлений для обнародования благодарности профкома. |
5.Самовыражение | Стремление к достижению результатов. | Вовлечение в профсоюзный актив, моральная и по возможности – материальная поддержка людей, которые могут реализовать свои знания и творческое начало в ходе выполнения порученной им работы |
Следует помнить, что мотивационное воздействие действенно только в том случае, когда имеет адресную направленность. Его общий алгоритм выглядит следующим образом:
- выявить ведущие потребности человека (социальной группы),
- помочь осознанию (укреплению) соответствующего интереса,
- добиться трансформации интереса в мотив.
Одновременно хотелось бы подчеркнуть, что в современных российских условиях массовыми являются первые три типа, а четвертый и пятый типы мотивации присутствуют в очень ограниченных рамках.
Тип мотивации | Девиз |
Потребительский
(интерес – получить от профсоюза или посредством его конкретные материальные блага) |
Дайте! |
Страховочный
(интерес – иметь защиту на случай увольнения, несправедливых действий, руководства, возникновения тяжелых жизненных обстоятельств и т.д.) |
Защитите! |
Солидарный
(интерес – иметь возможность совместно добиваться своих целей в социально-трудовой сфере, быть частью коллектива в работе и отдыхе) |
Мы вместе! |
Карьерный
(интерес – возможность проявить в профсоюзной деятельности свои деловые качества, показать себя как лидера и специалиста; в профсоюзах, построенных по профессиональному признаку, подтвердить статус как специалиста данной профессии) |
Оцените! |
Творческий
(интерес – в рамках профсоюзной работы заниматься интересным делом, добиваться общественно значимых целей) |
Сумею! |
Без профсоюза в наше время не обойтись.
Успех и эффективность работы профсоюза во многом зависит от его лидера, от работы профсоюзного актива. Каким должен быть профсоюзный лидер, каких качеств ему сегодня не хватает, чему необходимо научиться человеку, который работает в профсоюзах? Прежде всего, этот человек должен быть современным. Под этим понятием кроется многое: понимание происходящих событий в России во взаимосвязи с проводимыми мероприятиями в области образования.
Профсоюзный работник должен владеть определенными экономическими и юридическими знаниями, чтобы мог квалифицированно вести диалог с работодателем по основным вопросам, касающихся трудовых прав работника.
Профсоюзный работник должен обладать искусством общения, как с работником, так и с работодателем, т.е. быть в какой-то степени и психологом и дипломатом. Это качество имеет существенное значение, поскольку доля успеха в достижении цели, во многом, зависит от этих качеств.
Профсоюзы — это организация правозащитная. Основная форма защиты — коллективный договор.
Профсоюзный лидер должен быть человеком с активной жизненной позицией, при этом умеющим работать, а не конфликтовать. В моём понимании он должен быть смелым, решительным, пользоваться авторитетом и уважением в коллективе.
Также профсоюзный лидер должен уметь работать с людьми, должен уметь объяснить реальное положение дел, быть правдивым и никогда не давать пустых обещаний. Он должен знать, как донести до работников задачи, которые стоят перед коллективом. А ещё, он должен быть креативным, придерживаться современного стиля работы, правильно реагировать на критику, видеть свои ошибки.
И в горе и в радости профсоюз должен быть рядом!